Состоялась наша традиционная поездка на ежегодную реконструкцию Бородинского сражения 1812 года. Как и всегда мы выступили в ней как полноправные участники в новом составе, в качестве Калужского ополчения, участники которого, в соответствии с исторической достоверностью, занимались на поле брани тем, что выносили раненых и оказывали им посильную медецинскую помощь в условиях реального боя. Получили массу позитивных эмоций и впечатлений от данного мероприятия, чувств гордости за страну и патриотизма. По нашему общему мнению реконструкция Бородинского сражения является наиболее масштабной, зрелищной и проникновенной, по сравнению с другими, проводимыми на просторах нашей родины реконструкциями тех или иных значимых исторических военных событий.
Небольшая историческая справка:
Бородинская битва между русской и французской армиями состоялась 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на западе от Москвы.
Бородинское сражение было одним из крупнейших и кровопролитнейших однодневных сражений за всю мировую историю до появления массовых армий и современного оружия. В нём участвовало более 130 тыс человек с французской и около 120 тыс — с русской. Стратегический замысел командовавшего французской армией императора Наполеона был прозрачен ещё для современников: прорвать слабый левый фланг русских, прижать их армию к Москва-реке в месте слияния с ней реки Колочи, где и уничтожить. Таким образом должен был исполниться главный план французского императора на всю войну: в одном генеральном сражении разбить русскую армию и тем вынудить императора Александра на заключение выгодного Франции мира.
Замысел Кутузова неясен до сих пор: слишком уж скрытным был русский полководец. По мнению одних историков, он хотел дать оборонительное сражение, в котором истощились бы силы наполеоновской армии. По мнению других, то, как Кутузов расположил свои войска, говорит о том, что он рассматривал даже возможность окружить втянувшуюся в противостояние армию противника. Слабым отголоском этого плана стал рейд регулярной кавалерии и казаков атамана Платова на левый фланг французов, вызвавший заметную панику в рядах неприятеля.
Но так или иначе сражение превратилось в ряд лобовых схваток, в которых, по словам Наполеона, «французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Ни одному полководцу не удалось реализовать свои планы: Наполеон не смог разбить русскую армию, сумев лишь потеснить её, Кутузов же не отбросил французов и хотя остался на поле боя, по тогдашним военным правилам формально зафиксировав «ничью», к утру вынужден был отступить, получив данные о потерях. Последние были ужасающими: по данным современных историков, русская армия потеряла 40-45 тыс человек — почти половину своего состава, французская — 35-40 тыс. После отступления французов из данной местности, осенью 1812 года с Бородинского поля было взято и захоронено 4850 тысяч тел!
Таким образом, Бородинское сражение не было решающим для хода войны, но оно стало проявлением высоты духа, доблести и геройства с обеих сторон.